Что такое S&OP
S&OP - процесс планирования продаж и операций - это организация регулярного бизнес-процесса в компании, который помогает уравновесить спрос (продажи) и предложение (закупки, поставки, производство)
Основные преимущества:
Повышение рентабельности
Меньше итераций в принятии решений
Более короткий процесс планирования
Улучшение взаимодействия между подразделениями
1. Сбор данных
На этом этапе команда организаторов S&OP процесса:
анализирует продажи предыдущих периодов,
узнает у маркетологов предстоящие активности,
еще раз заглядывает в KPI
и собирает максимум информации, необходимой для формирования актуального плана продаж.
2. Прогнозирование спроса
Прогнозирование спроса - это начальный этап в S&OP процессе.
Прогноз составляется с учетом исторических данных о потребительском спросе, анализе трендов рынка и с учетом факторов структурного изменения спроса.
3. Планирование цепочки поставок
Получив прогноз спроса, команда приступает к планированию всей цепочки поставок, чтобы удовлетворить этот самый спрос.
Надо рассчитать закупку сырья и материалов, загрузку производственыых линий, транспортную нагрузку так, чтобы успеть произвести и поставить в торговые точки вовремя необходимое количество товара. Хорошо, когда есть базовый план и альтернативный, чтобы избежать срывов поставок.
4. Согласование плана
Проверка на прочность. Это серия встреч, проводимых с руководителями различных уровней для согласования взаимосвязи планов по продуктам, спросу, предложению и финансам.
Рассматриваются сценарии "что, если" и связанные с ними риски, а также отмечаются точки принятия решений, чтобы руководство знало, когда им нужно будет сделать правильный выбор.
5. Утверждение плана
На заключительном этапе S&OP процесса все планы объединяются и утверждаются.
Дальше - реализация плана. Продажи, маркетинг, логистика, производство, финансы и другие департаменты компании (а в идеале еще и партнеры в цепях поставок) работают в рамках этого плана.