fbpx

Почему эволюция цепочек поставок набирает обороты в Азиатско-Тихоокеанском регионе

27072020

 

 

 

 

 

 

 

• Напряженность в торговле между США и Китаем и COVID-19 подчеркнули, что модель глобальной цепочки поставок становится все более несостоятельной.

• Руководители Азиатско-Тихоокеанского региона активно переосмысливают свои цепочки поставок.

• Цепочка поставок будущего должна включать оперативность реагирования, реконфигурацию и устойчивость.

Глобальная цепочка поставок, какой мы ее знаем сегодня, является проявлением постепенных технологических усовершенствований на протяжении веков. Последние из таких изменений были вызваны широким внедрением грузовых перевозок, контейнеризации и компьютеризации, начавшимся в 1960-х гг. В результате сырье, незавершенное производство (НЗП) и готовая продукция могли быть отправлены и доставлены по всему миру в масштабе, эффективно создающем улучшение так называемой «Святой Троицы» цепочки поставок по измерениям стоимости, качества и доставки.

Китай, вступив во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) в 2001 году, усилил глобальную цепочку поставок, позиционируя себя как «фабрика для всего мира» с обширной рабочей силой и инфраструктурой мирового класса.

Для многих специалистов по цепочкам поставок, придерживающихся методологии производства just in time (JIT), изобретенной японцами в 1970-х, путь к максимизации треугольника «Святой Троицы» лежит через сокращение запасов и НЗП. Для отраслей со сложными и длинными цепочками создания стоимости, таких как автомобилестроение и полупроводниковая промышленность, где существует значительное давление для достижения преимуществ в затратах за счет поиска материалов и транспортировки НЗП по нескольким географическим регионам, неограниченная взаимосвязь является ключом к успеху. Однако недавняя торговая напряженность между США и Китаем, а также пандемия COVID-19 показали, что эта модель цепочки поставок становится все более несостоятельной.

Две меняющиеся силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Во-первых, население Азиатско-Тихоокеанского региона, уже превышающее 1 миллиард человек, по прогнозам, составит 66% мирового среднего класса к 2030 году. Дальнейшее процветание этого нового класса потребителей бросит вызов давней концепции, согласно которой потребление обычно происходит на Западе, а производство – на востоке. В результате Китай, как крупнейшая экономика в регионе, будет продолжать оказывать глубокое влияние на то, как происходит реструктуризация глобальной цепочки поставок.

Во-вторых, нынешняя мировая волна популизма побудила политические действия обратить вспять усилия по глобализации, такие как введение жестких тарифов, фрагментация торговых блоков и даже возможность валютных войн. Другими словами, среда с низким уровнем трения, которой мир пользовался при перемещении физических товаров и сырья через границы, больше не может восприниматься как нечто само собой разумеющееся и подвержена импульсивным изменениям.

Проверка реальности для Азиатско-Тихоокеанской цепочки поставок

Последний отчет EY Capital Confidence Barometer дает представление о том, насколько активно руководители Азиатско-Тихоокеанского региона переосмысливают свои цепочки поставок по сравнению со своими глобальными коллегами. По данным опроса, 67% респондентов Азиатско-Тихоокеанского региона предпринимают шаги по изменению цепочек поставок – по сравнению с 52% глобальных респондентов. Азиатско-Тихоокеанская когорта фактически опережает большинство мер планирования восстановления, где:

  • 55% планируют изменить управление рабочей силой (по сравнению с 39% в глобальном масштабе),
  • 47% планируют изменить скорость автоматизации (по сравнению с 36% в глобальном масштабе),
  • 39% планируют изменить цифровую трансформацию (по сравнению с 31% в глобальном масштабе).

На первый взгляд, позиция лидеров Азиатско-Тихоокеанского бизнеса по внесению изменений в свои цепочки поставок, как представляется, вступает в противоречие с позицией иностранных компаний в Китае, в частности. Недавний опрос, проведенный американской Торговой палатой в Китае, показал, что 84% респондентов не планируют переносить свои производственные операции из Китая, по сравнению с 92% в 2017 году и 90% в 2018 году.

История становится яснее, когда исследуется за пределами начальных чисел. Для этих многонациональных компаний их попытка диверсифицировать свои операции по цепочке поставок фактически началась несколькими годами ранее, поскольку торговая напряженность между США и Китаем накалялась. С другой стороны, стоимость рабочей силы в Китае неуклонно растет благодаря четырем десятилетиям непрерывного роста. На самом деле, постоянные усилия Китая по продвижению вверх по цепочке создания стоимости в сочетании с огромным внутренним потребительским рынком являются решающими факторами для многих фирм, чтобы принять подход «Китай + 1» к управлению цепочками поставок.

Для продуктов и задач, которые являются трудоемкими и добавляют низкую стоимость, предприятия активно диверсифицируют свою деятельность в другие региональные регионы, такие как Бангладеш, Камбоджа и Пакистан с производством одежды, Вьетнам с электроникой и все чаще Таиланд и Индонезия с игрушками. Чтобы поддерживать производительность и рентабельность, заводы в Китае должны ускорить внедрение цифровой трансформации и автоматизации, где производственные роботы, 5G-каналы связи для устройств Интернета вещей (IoT), системное программное обеспечение с искусственным интеллектом и цифровыми возможностями будут играть ключевую роль.

Заявление, сделанное на Всекитайском народном конгрессе в конце мая, где китайское правительство взяло на себя дополнительные обязательства на общую сумму 1,4 трлн долларов по созданию новой технологической инфраструктуры в течение следующих пяти лет, укрепляет представление о том, что Китай удваивает расходы на технологии для достижения своей долгосрочной цели процветания. Чувствуя возможность ускорения технологических преобразований, соседние страны активно борются за спрос на низкокачественную продукцию, оставленную Китаем. Государство Харьяна, например, активно стремится стимулировать бизнес к переносу производства в Индию. Крупные корейские производители уже давно наладили производство электронных товаров во Вьетнаме. Для специализированных электронных компонентов, таких как жесткие диски (HDD), Таиланд уже является домом для более чем 70% всего мирового производства.

Новый 3Rs для цепочки поставок

Неожиданные последствия нынешней пандемии, несмотря на ее негативные последствия, дают предпринимателям беспрецедентную возможность действовать уже сейчас, оценивая последствия для бизнеса в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В условиях, когда спрос меняется быстро и ожидается немедленное изменение, будущая цепочка поставок должна не только продолжать фокусироваться на стоимости, качестве и поставках, но и должна быть спроектирована с учетом быстроты реагирования, реконфигурации и устойчивости.

Отзывчивость: системы реагируют на входы из внешней среды. Система цепочки поставок опирается на такие исходные данные, как объем заказов клиентов, цены на сырьевые товары и ставки фрахта. Поэтому предприятия должны оценить ценность получения обновлений в режиме реального времени по этим входным данным путем модернизации от архаичных систем, которые часто включают телефонные звонки и факсимильные аппараты.

Реконфигурация: диверсифицировать свою цепочку поставок не так просто, как построить дополнительные заводы в других юрисдикциях. Он включает в себя реконструкцию и перепроектирование функций в системе, чтобы быть более подключаемым и играющим. Например, в случае будущих пандемий и экстремальных явлений, таких как наводнение в Таиланде, могут ли некоторые бизнес-функции, такие как закупки и финансы, продолжать свою деятельность в других менее или наименее пострадавших местах? Какие изменения необходимы для этого?

Устойчивость: думайте шире и будьте готовы создавать устойчивость с нуля, начиная с организационной структуры, бизнес-процессов и показателей эффективности до будущих доказательств для следующего разрушительного события. Не существует единого подхода к тому, как это выглядит, поскольку каждый бизнес отличается от другого.

Автор: Патрик Уинтер, управляющий партнер Азиатско-Тихоокеанского региона, EY

Источник: https://www.weforum.org/agenda/2020/07/evolution-supply-chains-picking-up-speed-asia-pacific/

Оставайтесь на связи

+7 (495) 215 10 82
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Исследования осуществляются Novo BI при грантовой поддержке Фонда «Сколково» ООО "Ново Биай" © 121205, Москва, территория инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, 42, стр. 1, этаж 3, офис 1131

 

Russian (RU)    English (UK)