Как цифровые платформы помогают бизнесу переживать периоды турбулентности

742 367 plan

Кризис больно ударил по способности компаний управлять своей деятельностью – невозможность строить прогнозы ведет к невозможности планирования.

Евгений Непейвода, сооснователь и СЕО компании Novo BI, резидента «Сколково», рассказывает о том, как цифровые платформы помогают бизнесу переживать периоды турбулентности

Чем цифровое планирование спроса поможет бизнесу в кризис

Экономические кризисы – явление регулярное. Каждые 7-11 лет период роста экономики сменяется резким спадом, что в прошлый раз наглядно продемонстрировал ипотечный кризис в США, потянувший вниз всю мировую экономику.

В этот раз комплексное давление на экономику оказали сразу несколько глобальных факторов – пандемия, разрыв логистических цепочек, острый дефицит полупроводников и, конечно, геополитическая ситуация. Сумма этих слагаемых привела к небывалым убыткам и поставила многие компании на грань банкротства.

Кризис ударил по жизнеспособности бизнеса в первую очередь тем, что проверил на прочность сквозные цепочки управления и планирования. Постоянно меняющиеся обстоятельства – такие как срыв поставок, закрытие экономических коридоров, уход с рынка партнерских компаний, политически мотивированный отказ продавать продукцию и сырье – сделали невозможным планирование в привычных временных интервалах.

Кто пострадал больше всего

Больше других пострадали и продолжают страдать компании, которые не успели пройти процесс цифровой трансформации и внедрить системы автоматизированного прогнозирования и планирования.

 

Каждый день приносит новости, и хороших среди них не так уж много. Здесь «отвалился» поставщик, там застрял груз в порту. Компании едва успевают реагировать, и часто делают это стихийно, потому что на полноценный анализ всей картины нет времени. В ближайшие месяцы или год вряд ли что-то изменится в лучшую сторону, поэтому прогнозы приходится непрерывно пересчитывать, а качество планирования не выдерживает никакой критики.

Если в компании налажены «ручные» процессы подсчета, которые могут занимать недели, к концу работы ее можно смело начинать сначала, потому что все вокруг изменилось.

Новые цены, новые партнеры, новые пути доставки – быстро учесть все эти обстоятельства и получить план, имеющий ценность, можно только с внедрением современных алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта.

Цифровизация бизнеса – это долго и дорого?

Политическая составляющая текущего кризиса привела к тому, что с российского рынка ушли и отозвали свои лицензии крупнейшие мировые компании, создающие цифровые платформы управления бизнесом. Пока эти решения работают, но сняты с технической поддержки и не будут обновляться. К тому же, внедрение подобных платформ никогда не было простым – оно могло обойтись в условный миллион евро, а не его развертывание требовался минимум год.

Сейчас об этом поздно горевать – надо искать решение. И оно есть. В России уже достаточно давно разрабатываются и эксплуатируются российские платформы прогнозирования, планирования и управления логистическими цепочками. Их общим свойством является гораздо более низкая цена (от 10-15 миллионов рублей) и возможность быстрого развертывания – 3-6-месяцев.

Поспешить или подождать

Кажется очевидным, что за полгода ситуация на мировых рынках и вокруг России не придет в норму, как не придет и за год, и за два. А еще через 7-11 лет грянет уже следующий кризис, к которому будут готовиться уже те компании, которые сумеют «выплыть» сейчас.

Действовать нужно быстро. Цифровизация процессов придаст компаниям необходимую гибкость, чтобы практически без раскачки реагировать на внезапные изменения, парируя многочисленные вызовы. Те, кто научится это делать, получат явное преимущество – возможность быстро менять параметры и обстоятельства, сразу получая полностью новую картину. Изменение на одном конце цепочки поставок мгновенно повлияет на общий результат. Под рукой всегда будет актуальный план и не придется тратить ресурсы на непродуктивные действия.

Как это работает можно увидеть на примере компании «Волма» – крупного российского производителя строительных материалов. Экономический эффект от цифровизации прогнозирования спроса составил $4.5 млн за первый год ее работы. Благодаря предоставленным ею прогнозным данным трейд-маркетологи смогли полностью отказаться от ручного пересчета эффектов от проведения рекламных кампаний и качественно повысили эффективность процессов S&OP. Увеличилась оборачиваемость запасов, снизились складские расходы.

Первые решения – самые важные

Важно отметить, что даже возможность быстро менять свои планы по мере развития ситуации не может уберечь компанию от неосмотрительных действий. Вот несколько советов, которые помогут сохранить качество управления компании и повысить стабильность ее работы в условиях жесткой турбулентности.

  • Не стоит совершать эмоциональных действий, особенно в плане закупок и валютных операций. Если стоимость комплектующих или ингредиентов выросла вдвое, необходимо проанализировать, как это отразится на конечной стоимости и реализуется ли продукция по новой цене, без специальных стимулирующих акций. На волне эмоциональных закупок “по старой цене”, компании могут потратить деньги впустую, приобретая сырье для продуктов, которые потом не продать по новой цене.
  • Кризис повлиял уже или в скором времени ударит по тем или иным процессам внутри компании и во взаимодействии с поставщиками. Следует проанализировать дальнейшие угрозы и риски, разработать соответствующие стресс-сценарии, которые помогут сначала стабилизировать ситуацию, а потом начать восстановление бизнес-процессов. По каждому такому сценарию необходимо составить реалистичный план антикризисных мероприятий от первостепенных до менее срочных действий.
  • Необходимо иметь постоянные альтернативы всему – поставщикам, подрядчикам, товарам, комплектующим, путям поставок. Это позволит мгновенно переключать режимы работы, заменяя любой «выпавший» элемент другим, с максимально похожими свойствами и условиями. Только возможность быстро перейти на другое сырье или обратиться к альтернативному партнеру обеспечит устойчивость бизнеса, что вполне справедливо не только в нынешней ситуации. Это не первый и далеко не последний кризис в мире, поэтому искать варианты для маневра должно войти в привычку.
  • Начинать импортозамещение надо уже сегодня. Пока сохраняются варианты работы с Европой через третьи страны, но уже понятно, что когда пыль уляжется, этот вариант вряд ли позволит сохранить конкурентоспособность на фоне других игроков, нашедших поставщика внутри страны или в Азии. Исключение составляют товары, которые невозможно заменить, например, продукты фармацевтической промышленности.
  • Надо максимально полно использовать все открывающиеся «логистические окна» в другие страны, не переставая постоянно искать новые. Важно наблюдать за ситуацией вне страны и быть готовым мгновенно менять стратегию при смене внешних обстоятельств.
  • Производственные процессы необходимо пересмотреть – пересмотреть технологические цепочки, конструкторскую документацию и т.д. в целях адаптации к текущей ситуации с поставками. Так, например, сейчас ведет себя АвтоВАЗ, который рассматривает возможность выпуска автомобилей без импортных систем ABS и ESP.
  • Сейчас не самый подходящий момент, для того чтобы гнаться за прибылью. В текущей ситуации "заработать” стало намного сложнее и нужно прикладывать больше усилий только для того, чтобы остаться на прежнем уровне.
  • Если характер бизнеса это допускает, стоит рассмотреть возможность коллабораций с конкурентами для улучшения условий по поставкам с новыми партнерами. Это позволит всем получить скидки, оказать влияние на производителя с целью изменения характеристик поставляемых комплектующих и пр.

Главное помнить, что в подобной ситуации оказались все и текущий кризис не обошел стороной ни один бизнес. Так, конференция по планированию спроса Supply&Demand Planning Conference, организатором которой выступила компания-разработчик Novo BI, объединила крупнейших российских ритейлеров и дистрибьюторов — эксперты поделились опытом и рассказали об антикризисных стратегиях для стабилизации цепей поставок и налаживании S&OP процессов в своих компаниях.

Подробнее на VC.ru: https://vc.ru/services/413306-chem-cifrovoe-planirovanie-sprosa-pomozhet-biznesu-v-krizis

 
Оставайтесь на связи

+7 (495) 215 10 82
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Исследования осуществляются Novo BI при грантовой поддержке Фонда «Сколково»ООО "Ново Биай" © 121205, Москва, территория инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, 42, стр. 1, этаж 3, офис 1131
Исследования осуществляются Novo BI при грантовой поддержке Фонда «Сколково»
 

 

Russian (RU)    English (UK)