Сегодня тема управления цепями поставок является актуальной и широко обсуждаемой на всех логистических конференциях, семинарах и форумах. Если несколько лет назад об этом было просто модно говорить, то в настоящее время многие директора по логистике стремятся понять, какое место их компании занимают в логистической системе.
Бурное развитие региональных сетей ведущих торговых компаний привело к росту транспортных и логистических расходов, а также затрат на поддержание торговых запасов на уровне, обеспечивающем приемлемый показатель качества обслуживания клиентов, в общей структуре издержек. Однако ключевая дилемма дальнейшего развития розничной торговли заключается в том, что повышение качества обслуживания вызывает увеличение товарных запасов, приводящее, в свою очередь, к росту расходов на их хранение и распределение.
Для многих российских торговых сетей, насчитывающих несколько сотен, а иногда и тысяч (например, «Магнит» или «Евросеть») точек, управление распределением запасов — это главная проблема, которая может оказать существенное влияние на рентабельность бизнеса. Таким образом, единственным неоспоримым оружием конкурентной борьбы становится именно компетенция компании в области управления запасами (а значит, и всеми сопутствующими издержками). На сегодняшний день актуально утверждение: «Кто лучше управляет запасами — тот больше зарабатывает», но уже завтра важным станет следующее: «Кто лучше управляет запасами — тот выживет».
Компании, имеющие международную сеть и развивающиеся уже несколько десятков лет, давно пришли к пониманию того, что решение данной задачи без централизации товарного распределения и прогнозирования покупательского спроса невозможно. Решение задачи прогнозирования спроса и построения сети распределения при наличии сотен магазинов, десятков распределительных центров, тысяч поставщиков и десятков тысяч наименований товаров на полках может быть осуществлено только на основе использования современных информационных технологий.
В этой связи развитие получили концепции управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM), а затем и программные продукты, предназначенные для решения задач в этой сфере. По мере понимания сложности проблем произошла специализация ключевых игроков — поставщиков решений в сфере управления поставками по отраслям.
Западные ритейловые компании, понимая, что в условиях жесткой ценовой конкуренции только лояльность покупателей позволяет выживать и успешно развиваться на рынке, как ключевой параметр эффективности функционирования бизнеса используют качество обслуживания, показывающее степень доступности товара для приобретения в магазине. Обеспечить наличие товара возможно лишь при условии выполнения двух задач — знания ожидаемого покупательского спроса (а также и его возможных колебаний), который определяет потребность в данном товаре в конкретном магазине, и своевременной поставки данного количества товара в нужный момент в нужное место.
Для решения первой задачи — прогнозирования спроса — используются специально разработанные системы, позволяющие оценить потребности в конкретном продукте с учетом его уникальных свойств, с точки зрения его потребления и множества других внешних факторов.
В качестве примера можно привести инструмент Novo Forecast Enterprise, с помощью которого можно с высокой точностью прогнозировать спрос покупателей и за счет этого оценивать потребности в товарных запасах в необходимых месте и объеме. Результатом использования данной программы является снижение уровня запасов во всей цепочке поставки с сохранением и увеличением качества обслуживания клиентов.