В экосистеме цепей поставок появилась новая форма конкурентной борьбы, основанной на стратегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок. Однако, работает ли концепция SCM, базирующаяся на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок в российских реалиях?
Конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными циклами и повышенные требования к качеству продукта вынудили предприятия многих стран сосредоточить свое внимание на интегрированной логистике и управлении цепями поставок. Успешное функционирование компании достигается путем наращивания крепких связей и выстраивания долгосрочных отношений со своими поставщиками, посредниками, заказчиками и потребителями во всей цепи создания стоимости конечного продукта.
На сегодняшний момент, одной из главных сложностей взаимодействия производителей с ритейлерами является невозможность совместного планирования поставок с учетом производственных мощностей производителя.
Современные цепи поставок отличаются широким географическим охватом, что вызывает определенные организационные сложности, связанных с большим количеством контрагентов внутри цепи, необходимости более тщательного и качественного планирования и контроля. Проблемы в деятельности какого-либо звена могут оказывать негативное влияние на всю цепочку поставок, тем самым увеличивая стоимость конечного продукта и снижая его ценность для конечного потребителя. Изменение уровня цен на конкурентном рынке, в свою очередь, приводит к резкому изменению спроса, что создает ряд барьеров в сфере управления запасами и является причиной возникновения «эффекта хлыста» в цепях поставок.
Неэффективное управление материальными потоками приводит к накоплению избыточных запасов на складах, нехватке товара на полке, снижению качества поставляемой продукции и его просрочке, что оказывает значительное влияние на спрос потребителя, который в условиях конкурентного рынка очень чутко реагирует на любые изменения в качестве продукта и его цене. Кроме того, широкая пространственная протяженность цепи поставок создает дополнительные ограничения и барьеры на пути движения основных и сопутствующих потоков, что увеличивает длину логистического цикла и приводит к снижению оборачиваемости запасов, вследствие чего компания терпит значительные убытки.
Основной причиной возникновения вышеперечисленных проблем является слабая информационная осведомленность контрагентов цепи, а также низкая вовлеченность участников в процессы совместного планирования и регулирования. К факторам, затрудняющим координацию участников цепей поставок относят трудности в согласовании стратегических и операционных планов компании, слабую согласованность действий разных служб и подразделений компании при расчете плановых показателей. Кроме того, перед компанией встает проблема информационного обмена и отсутствием интегрированного ПО, необходимого как для формирования единого информационного пространства внутри фирмы, так и для интеграции ее с контрагентами на уровне всей цепи поставок.
Integrated Supply Chain Planning
Система для интегрированного планирования и прогнозирования
Стоит отметить, что процессы интегрированного планирования весьма разнообразны и во многом зависят от отрасли в которой функционируют контрагенты, а также от специфики самих компаний. Однако среди всего многообразия процессов можно выделить основные, образующие базис планирования компании:
Интегрированное планирование представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, протекающих как внутри компании, так и за ее пределами, обеспечивающих планирование с ключевым клиентом компании на всех горизонтах и уровнях движения основных и сопутствующих потоков. Под основными элементами процесса планирования в данном случае понимаются:
Цифровая система NF Enterprise позволяет объединить всех участников цепи поставок для получения и предоставления актуальной информации. Система помогает повысить качество управленческих решений, избежать избыточных материальных запасов, значительно повысить уровень клиентского сервиса и, в том числе, решить проблему дефицита операционного времени.
Система позволяет сделать план продаж гибким и держать оптимальные запасы на период плеча доставки/поставки (плюс согласованный страховой запас), избежать OOS (out of stock – отсутствие товара в запасе), минимизировать OS (overstock – избыточный запас), а также сократить неликвиды. Позволяет ускорить бизнес-процессы за счёт более чёткого разграничения ответственности каждого сотрудника за свой участок работы и принятые решения.
Какими данными делятся производители и рилейлеры?
Исходя из схемы взаимодействия производителя товаров и розничной сети можно выделить основные задачи каждого участника в рамках проекта. К основным задачам розничной сети относятся:
1. Предоставление партнеру данных о продажах, остатках товаров на складах и торговых точках, товарах в пути (транзит);
2. Предоставление партнеру данных оперативного, тактического и стратегического прогнозов заказов;
3. Предоставление партнеру данных о готовящихся промо-активностях, размере скидки и уровня цен;
4. Предоставление партнеру данных о мощности складов и транспорта, графике поставок, типов поставок, расписания отгрузок, схемы отгрузок товаров под промо-активности и т. п.;
5. Предоставление партнеру текущего среза уровня товарного запаса на складах и распределительных центрах.
На основе полученной информации производитель товаров выполняет такие задачи как:
1. Создание оперативного прогноза продаж через кассу с горизонтом в 5–6 недель;
2. Пересчет прогноза продаж в прогноз заказов с учетом текущего уровня товарного запаса и других ограничений клиента;
3. Отслеживание динамики уровня товарного запаса и уровня сервиса, расчет показателей на еженедельной основе.