Затраты, связанные с запасами, являются главной составляющей частью издержек логистики, которые в среднем, составляют от 12 до 40% совокупных логистических затрат. При этом производственные предприятия имеют более низкий уровень этого показателя, а оптовые и розничные компании – весьма высокий (до 50%).
Прежде всего, необходимо взглянуть на запас не как на инструмент решения проблем обеспечения производственного процесса или запросов клиентов, а как на самостоятельный объект управления. В таком случае следует рассмотреть вопрос, какую роль играет запас в организации как звене цепи поставок? Является он явлением положительным или отрицательным для деятельности организации?
Конечно, сразу дать однозначный ответ на эти вопросы без учета разнообразных факторов внутренней и внешней среды бизнеса получить трудно, но в каждой конкретной организации в определенный период времени и при определенной стратегии развития бизнеса, этот ответ должен быть однозначен. В противном случае, менеджер при принятии решения по управлению запасами будет, как всякий сомневающийся человек, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой».
Анализ этих результатов позволяет определить стратегически верное отношение к запасам, что, в свою очередь, дает твердое основание для принятия эффективных управленческих решений в этой области деятельности.
Оптимизация уровня запаса – ослабляет зависимость смежных звеньев цепи движения товарно-материальных ценностей, концентрируется на расчетных задачах работы с запасами, приводящий к минимизации совокупных затрат, связанных с поддержанием и созданием запаса.
Целью оптимизации запасов является получение компанией максимальной финансовой выгоды от запасов, и в то же время максимально возможное сокращение расходов. Запасы отражают представления компании о спросе в будущем и финансовых соотношениях между конкурирующими позициями.
Если будет заказано чрезмерное количество продуктов, то затраты на их хранение будут расти и станут неоправданно высоки; если же, наоборот, будет недостаток товаров, это приведёт к финансовым убыткам от потерянных продаж. Таким образом, оптимизация занимается выработкой наилучших решений по управлению запасами (например, решения о том, когда именно и в каком количестве совершать заказ, наилучшем месторасположении товара на складе и пр.). Главной сложностью для оптимизации запасов является неопределенность и непредсказуемость спроса. Так как уровень спроса в будущем неизвестен, оптимизация запасов проводится на основании статистических методов прогнозирования.
Novo Forecast Enterprise – цифровая система, которая позволяет создать точный прогноз спроса с факторов по дням с учетом вложенной сезонности дня в неделе и декаде месяца.
Однако, одного прогноза недостаточно. Необходимо, чтобы участники цепи поставки могли обмениваться между собой информацией в реальном времени. Следствием информационной интеграции является понимание того, что продукция должна производиться тогда, когда она нужна покупателю. Не ставя целью минимизацию запаса в организации, такой подход приводит к следующему результату: уровень запаса сокращается, так как в результате точных расчетов и своевременной реализации планов, основанных на требованиях потребителей, возможность производства и предприятий-поставщиков, появляется возможность снижения текущей составляющей запаса.
Для каждого предприятия, должна быть создана собственная, адаптированная под конкретные требования, модель прогнозирования. Для ее создания требуется подробное изучение данных и изучение специфических особенностей предприятия. Главное преимущество, которое компания получает при эффективном управлении over stock и out of stock – увеличение скорости реакции на потребительский спрос, гибкости управления организацией, адаптация к новым внешним условиям