Современные рынки являются рынками клиентов, что ставит перед предприятиями требование ведения бизнеса на принципах ориентации на потребителя. Это предусматривает необходимость своевременного выявления потребностей клиента, быстрой реакции на их изменения, учета индивидуализации заказов клиентов и быстрой концентрации необходимых ресурсов для выполнения этих заказов. Поэтому сегодня актуальна новая форма конкурентной борьбы, основанной на стратегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок.
Традиционно, совместное планирование (согласование планов между различными департаментами в рамках одной организации) в логистике было связанно с управлением производственными и инфраструктурными мощностями внутри одной компании. Другими словами, при такой системе планирования каждое предприятие стремится выполнить собственный, изолированный план.
Однако, если звенья цепи поставок будут стремиться к созданию различных конкурентных преимуществ, то конечный продукт не будет удовлетворять потребностям покупателя. Та цепь, в которой все звенья имеют общий набор приоритетов, является более конкурентоспособной, чем та, в которой задачи партнеров противоречат друг другу. Именно этот аспект — согласование целей всех контрагентов и формирование общей стратегической цели для всей цепи поставок — является основной задачей планирования и управления цепями поставок на сегодняшний момент.
Большое значение для координации и коммуникации контрагентов цепей поставок является создание единого информационного пространства, т.е. среды интегрированного планирования и управления взаимодействия в цепи Одной из наиболее движущих сил логистических изменений стало интегрированное планирование.
Благодаря концепции интегрированной логистики партнеры по бизнесу начали искать пути продуктивной координации в планировании и управлении запасами готовой продукции, в транспортировке, организации продаж. Большинство основных форм кооперации развивается сейчас в направлениях совершенствования организационного и межфункционального взаимодействия, планирования и управления цепями поставок, менеджмента на стыках логистических функций с целью большего сокращения логистических издержек и улучшения качества обслуживания потребителей.
По данным крупнейших аналитических компаний (AMR search, Forrester Research), при внедрении SCM-концепции и интегрированной логистики участники рынка получают следующие конкурентные преимущества:
Задача ИТ-технологий в рамках планирования – осуществить сквозное управление логистической деятельностью в реальном времени, информационно связать контрагентов бизнеса и вести постоянный мониторинг ключевых показателей эффективности логистики в цепях поставок.
Дефицит операционного времени, провоцирующий создание избыточных материальных запасов, может быть ликвидирован путем использования информационных ресурсов (результаты мониторинг, прогнозирования, оперативного контроля, автоматизации учетных операций и т.п.). И, напротив, при информационной неопределенности для обеспечения больших материальных запасов необходимой надежности поставок требуется создание больших материальных запасов либо серьезное резервирование времени.