Российский разработчик цифровых систем для прогнозирования спроса и бизнес-анализа NovoBIс июня 2020 года официально является резидентом инновационного центра «Сколково».
Экосистема «Сколково» позволяет участникам выбрать наиболее эффективные инструменты для развития технологического предпринимательства и исследований. Резиденты центра получают ряд преимуществ: короткий путь на рынок для своих технологий, финансовую поддержку в виде грантов и возмещения инвестиций, налоговые льготы и услуги на специальных условиях.
Евгений Непейвода, управляющий партнер Novo BI:
- Мы планируем вывести свой продукт Novo Forecast Enterprise на международный рынок, и понимаем, что статус резидента «Сколково» даст возможность ускорить этот процесс. Безусловно, мы пришли в инновационный центр за лучшими бизнес-практиками и передовым научно-технологическим опытом, чтобы правильно и комфортно выстроить собственные процессы. И конечно же, открывающиеся перспективы по мерам поддержки для резидентов будут являться для нас приятным бонусом.
Процесс получения статуса резидента для всех компаний проходит одинаково. Проекты попадают на рассмотрение к группе экспертов, каждый из которых должен подтвердить, что представленный продукт является на самом деле инновационным и значимым. В дальнейшем мы обязаны развивать инновационную составляющую и демонстрировать результаты каждые полгода. В целом, все этапы мы прошли нормально.
Кризис проверяет на прочность цепи поставок и процессы, которые всегда работали безотказно. Сейчас они могут выглядеть совсем иначе. Взрывное развитие онлайн-торговли, бесконтактная доставка и удаленная работа становятся новой бизнес-реальностью. Необходимо очень быстро ориентироваться в меняющейся ситуации. Как будут выглядеть цепи поставок уже в ближайшем будущем, к чему и как готовятся ритейлеры и производители. Эти вопросы обсудили эксперты круглого стола по трендам.
Александра Хайцина, Senior Director SC Category Lead (Developing Markets), PepsiCo Россия
Тренд 1 – забота об окружающей среде: вслед за Европой нас ждут изменения в законодательстве, переход на «дружелюбное» сырье и «дружелюбную» упаковку.
Тренд 2 – изменятся компетенции «людей будущего», сформируются новые требования к лидерам.
Тренд 3 – пандемия перевернет сознание, и те, кто раньше не решался инвестировать в автоматизацию, неизбежно начнут это делать.
Тренд4 – если говорить о рынке и о потребительских предпочтениях, то вместе с пандемией мы получим экономический кризис. Потребитель будет ограничен в средствах. В денежном выражении рост рынка замедлится и сократится.
Тренд 5 – в цепях поставок нужно будет пристально смотреть на затраты. Фокус сместится на эффективность затрат и улучшение сервиса. Переменные и постоянные издержки: актуализируется вечный вопрос «делать самому или покупать на стороне».
Тренд 6 – стратегическое сотрудничество и сотрудничество на цепи поставок. Мы все в последние годы сокращали издержки. Уже убрали и «жир», и «мясо», а где-то даже «кусочек кости» отрезали. Это значит, что продолжать без трансформации и реформ мы не сможем. И самые большие возможности лежат в том, чтобы посмотреть на наши затраты именно на цепи поставках от производителя до полки. Эта коллаборация (совместное формирование запасов, выбор транспорта, касания и т.п.) выйдет на первый план.
Тренд 7 – локализация: приближение производства к точке потребления, в том числе, с точки зрения количества плечей и касаний.
Тренд 8 – потребитель начнет экономить деньги. В магазинах будет снижаться трафик, но станет расти корзина, и затраты окажутся более контролируемыми.
Тренд 9 – доступность товара на полке. Бегущий со списком покупатель не будет искать то, чего не увидит на полке, он возьмет товар конкурента.
Тренд 10 – ассортиментная матрица. С одной стороны, ритейл будет пересматривать полку в сторону более эффективно оборачиваемых товаров. С другой стороны, у потребителя не пропадает интерес к новинкам, и появляются новые запросы. Поэтому нужно будет искать новый ассортимент.
Тренд 11 – кастомизация. Потребитель хочет все большего и большего внимания к себе. И здесь мы будем уходить в уникальные товары для конкретных категорий ритейлеров. Также ожидаем двукратный рост e-commerce. Для нас, производителей, это будет дополнительная сложность с точки зрения поддержания запасов.
Тренд 12 – локальный туризм. Вакцинация займет 12-18 месяцев, границы будут закрыты, а людям нужно отдыхать, нужно менять обстановку. Поэтому точки потребления внутри страны будут изменяться. И здесь нужно позаботиться о том, чтобы инфраструктура цепи поставок позволяла обеспечивать оборот, который сезонно вырастет в местах потенциального туризма.
Тренд 13 – ждем коллаборции между онлайн- и офлайн-ритейлом. Производителям предстоит изучить эти новые требования.
Мария Исакова, Head of Logistics, Lanxess
Тренд 1 – ужесточение требований по вопросам экологии. Для российского человека еще несколько неожиданна забота о сокращении карбонового следа, но скоро такие требования станут привычным явлением.
Тренд 2 – автоматизация и поиск решений, которые позволят снизить нагрузку на ИТ-инфраструктуру компании.
Тренд 3 – наращивание запасов. Чем больше раскидана сеть поставщиков, тем выше риски, связанные с пандемией. Важно найти баланс в объемах запасов, чтобы не уйти в отрицательные числа по финансовым показателям.
Тренд 4 – ужесточение со стороны контролирующих органов. Проходят достаточно жесткие проверки со стороны Роспотребнадзора, Ростехнадзора и таможенных органов. Возбуждается много дел с небольшими штрафами, которые компаниям некогда оспаривать. И за счет массовости получаются доборы в бюджет.
Тренд 5 – попытки взаимодействовать с проверяющими органами все-таки усилятся. На небольших штрафах бизнес сможет показать свою готовность отстаивать свою правоту, при этом четко следуя букве закона и соблюдая все требования.
Кирилл Тупин, заместитель генерального директора по закупкам и логистике, Ренна Холдинг
Тренд 1 – новые принципы работы со штатом. Компани будут решать вопросы по оперативной замене заболевших сотрудников. Это актуально для больших производств: где сразу взять временную рабочую силу, если нужна массовая замена?
Тренд 2 – большее внимание алгоритмизации нежели автоматизации. Если происходит это, то делаем то. Если то – то делаем это. Для нас, например, алгоритмизация эффективней. При этом мы считаем, что человеческий мозг по-прежнему принимает самые эффективные решения.
Тренд 3 – хорошие отношения с сетями. Партнерские отношения с федеральными ритейлерами выручают и в кризис, и в стабильное время.
Тренд 4 – производителям стоит подумать о собственных складах и собственном транспорте, если хочется поддерживать нужный уровень сервиса.
Захар Вальков, исполнительный директор, Radius Group
Тренд 1 – продолжится увеличение доли электронной коммерции и игроков этого поля.
Тренд 2 – в целом, падение рынка коммерческой недвижимости не было настолько радикальным, но реальные результаты мы увидим к концу года. То есть выводы впереди.
Тренд 3 – сохраняется здоровый баланс наличия свободных площадей и спроса в складской недвижимости.
Тренд 4 – компании онлайн-сегмента заказывают у крупных игроков строительство складов «под ключ».
Тренд 5 – будем наблюдать стабилизацию ставок аренды, возможны незначительные увеличения стоимости строительства. Во многом это связано с девальвацией рубля, с ростом валютной составляющей.
Тренд 6 – по ставке за квадратный метр есть разные прогнозы. В конце прошлого года многие аналитики ожидали, что ставка будет приближаться к концу текущего года к 4100 за квадратный метр в помещении А-класса. Но сейчас ряд аналитиков скорректировал свои прогнозы и анонсирует ставки на конец текущего года на уровне 3900. Большого роста ожидать не стоит.
Тренд 7 – пересмотр подхода к площадям впрок. Кризис показал, что спекулирование на площадях опасно.
Тренд 8 – снижение объема сделок на блок. Девелоперам сложно сдавать большие блоки.
Тренд 9 – сейчас рынок исключительно рублевый. Договоры в долларах уходят. Стабильность растет: рублевый рынок, рублевые активы – в результате, ситуация не будет подвержена таким шокам, как в 2014-м.
Тренд 10 – собственникам нужно быть в партнерстве с клиентами. Решать задачи в обсуждении и взаимодействии.
Период изоляции дал прирост в 15 миллионов онлайн-покупателей
Федор Вирин, партнер, исследовательская компания Data Insight:
Состояние e-commerce в России – это почти 500 миллионов посылок в год. Сюда не входят трансграничные посылки (из других стран в Россию) – их почти столько же. За 2019 год рынок вырос на 50% в посылках и на 25% в деньгах. При этом чек упал довольно сильно, потребители стали делать заказы чаще, потому что растет потребительский опыт, и растет доля крупнейшего игрока WildBerries, чей средний чек довольно низкий.
Что касается цифры 75 миллионов покупателей – то это уже цифра 2020 года. В прошлом году постоянных покупателей было 60-65 миллионов. К постоянным мы относим тех, кто делает больше одной покупки в год. Хотя, на самом деле, в среднем они делают около восьми покупок в год. Итак, три месяца изоляции дали нам прирост в 15 миллионов покупателей. Это один из самых интересных итогов изоляции, с точки зрения электронной торговли.
Россия в интернет-продажах довольно сильно отстает от стран, с которыми мы были примерно наравне всего лишь 10 лет назад. Причиной тому служат некоторые «страновые» особенности. В розничной торговле e-commerce занимает у нас сейчас около 5%, это 1,5% ВВП. В Великобритании – под 20%, в США – 12-15% от розничной торговли.
На нашем рынке не хватало большого игрока, который задавал бы правила игры. Но в 2019 году все изменилось. Появились несколько лидеров, которые активно инвестируют в инфраструктуру и рекламу.
На этом слайде рынка логистики для интернет-торговли не показан кусок, относящийся к MLM-нише. Из года в год он стабилен. И здесь нет куска по C2C-торговле. Он исчисляется в 30-40 миллионов посылок в год, то есть в этом смысле не влияет на рынок, но является быстрорастущим и очень интересным.
Если иметь в виду два этих ограничения, то слайд показывает картину работы логистических компаний в России. Главное наблюдение: в нашей стране самовывоз преобладает над курьерской доставкой. Причины: у нас нет консьержей, домовых общин, поэтому посылку невозможно оставить у двери, а значит, ее кто-то должен ждать. Отсюда появилось большое количество пунктов самовывоза и постаматов.
Система курьерской доставки до двери составляет 20% во всем обороте 2019 года. В курьерских службах доля самовывоза доходит до 85%. Собственные службы доставки магазинов растут опять же за счет WildBerries (его доля – 30% всего рынка в деньгах).
Особенности российского рынка e-commerce тоже характерны. На города-миллионники приходится 60% продаж, при этом здесь живет всего 1% населения. Слабые позиции международных игроков внутри России: ASOS – всего около 4,5 миллионов посылок, iHerb – около 5 миллионов посылок в Россию. Мы приучили рынок к тому, что покупатели ожидают доставку на следующий день после сделанного заказа. В то время, как во всем мире 2-3 дня являются нормой.
Посмотрите, как изменилась картина рынка за 3 месяца карантина в 2020 году. Два с половиной миллиона человек уехали из Москвы и Питера на дачи. И это активные покупатели – они продолжают заказывать на дачи. В результате, логистические потоки перенаправились вслед за покупателями. Растет число мелких и специализированных игроков. Крупные не могут расти с высокой скоростью – только что они рапортовали о новых постаматах. Но оказалось, что кризис потребовал посылок с доставкой до дома. Маленькие игроки резко стали подрядчикам для крупных в роли доставки до двери.
Падает объем покупок из Китая (на 20%), не меняется объем из других стран. Растет спрос на небольшие склады в городах, растет спрос на «первую милю». Падает загрузка магистрали (B2B) и падает доля отправки документов (удаленка). Некоторые магазины отменили постоплату, поэтому растет доля предоплаченных заказов. Увеличиваются частота и разнообразие заказов пользователей, размер и вес заказов, особенно продуктов.